Ресторанное дело
Ресторанное дело в России: краткая историческая справка 13 во-вторых, закрытые учреждения по распределению продуктов (напри- мер, Торгсин — Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами, закрытые распределители, отделы рабочего снабжения и др.). В зави- симости от места в социальной иерархии каждая группа потребителей отоваривалась через свое звено распределения. Существовали ведом- ственные и социально-адресные столовые. К высшей категории отно- сились литерные столовые (для партийной номенклатуры), были сто- ловые Академии наук СССР, творческих союзов. С середины 1930-х гг. были отменены карточки, в магазинах круп- ных городов появились деликатесы, открылись новые кафе, стало воз- рождаться ресторанное дело. К данному периоду относится активное развитие и открытие замечательных ресторанов: «Новомосковская», «Москва», «Астория», «Крыша», «Норд». Стала расти ресторанная сеть и в курортных зонах, например, в Пятигорском крае только за 1937 г. было открыто 50 ресторанов и кафе. В рестораны опять вернулись танцы, музыка, которые до этого считались элементами буржуазной культуры. Развитие ресторанного дела в СССР было прервано войной. Только в 1944 г. стали возрождаться признаки мирной жизни: открывались ре- стораны, на улицах вновь стали продавать мороженое. В послевоенные годы Главнарпит делал ставку на развитие двух категорий общепита: пер- вая—столовые и рестораны; вторая—дешевый общепит —пивные, чай- ные, закусочные, рюмочные, точки «Соки-воды», ларьки, киоски, палат- ки (их число по сравнению в предвоенными годами увеличилось в де- сятки раз). Конец 40-х – начало 50-х гг. стало временем упорядочения работы в отрасли: был выпущен документ, регламентирующий деятель- ность и классификацию предприятий общественного питания «Типы предприятий общественного питания» (фабрики-кухни, столовые, ре- стораны, кафе, чайные, закусочные); приложены усилия к планомер- ному развитию отрасли. К этому времени система общественного пи- тания достигла предвоенных показателей. Время прихода к власти Н. С. Хрущева — это время больших пере- мен, которые коснулись и общепита. В этот период наметился ряд новых тенденций. Был взят курс на автоматизацию предприятий обществен- ного питания. В СССР появились разнообразные автоматы: по выпечке сдобы, автоматы-закусочные, кафе-автоматы (например, в Ленинграде на углу улицы Рубинштейна и Невского проспекта). В таком автомате можно было получить газированную воду, бутерброд, пышку, пирож- ное, пиво и т. д. Однако из-за технического несовершенства механиз- мов на длительный срок прижились только автоматы по продаже гази- рованной воды. Автоматизация общепита в задуманных масштабах не
RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=