Основы внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Стратегия развития ВЭД с учетом направлений многостороннего... 37 рольШОС в первую очередь с точки зрения сдерживания НАТО в Цен- тральной Азии, а также защиты собственной территории от проблем, связанных с наркотрафиком, контрабандой оружия и терроризмом. Китай же заинтересован в распространении своего экономического влияния в центрально-азиатском регионе при помощи использования интеграционных инструментов. Разнонаправленность интересов двух лидеров придает деятельности ШОС многоплановый характер, хотя пока не удалось добиться реальных, а не декларативных, результатов в рамках этого многостороннего сотрудничества. ШОС может способствовать экономическому развитию региона пу- тем законодательного обеспечения взаимовыгодного ведения междуна- родного бизнеса. Особенно важно в этом плане обеспечение сотрудни- чества в многосторонних трансъевроазиатских транспортных коридорах и энергетических проектах, включая Афганистан и Пакистан. В Программе многостороннего торгово-экономического сотрудни- чества обозначены основные задачиШОС в сфере экономики — содей- ствие торговле и инвестированию, развитие транспортного сообщения и энергетики, телекоммуникаций и высоких технологий, а также охрана окружающей среды и проблема питьевой воды. Несмотря на отсутствие видимых результатов работы ШОС в сфере многостороннего экономи- ческого сотрудничества, на базе ШОС все-таки были запущены проек- ты, имеющие важное геоэкономическое значение для России, прежде всего, в вопросах построения единых транспортных и энергетических коридоров. Существует договоренность между странами ШОС о соз- дании единого транспортного пространства ШОС с включением таких транспортных коридоров как «Север-Юг» и Транссиб. ШОС утвердила свой проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга, пролегающий по территориям государств — членов организации. Развитие транспортной и энергетической составляющей интегра- ционного сотрудничества в центрально-азиатском регионе позволит России обеспечить полномасштабное присутствие в этом регионе, расширить возможности приграничного торгово-экономического со- трудничества со странами этого региона. При этом пока не рассматри- вается возможность создания зоны свободной торговли, поскольку Россия и другие страныШОС не готовы к массированному проникно- вению Китая на сопредельные территории. Новой инициативой глав правительств ШОС стало создание Банка развития и Фонда развития ШОС, что по замыслу инициаторов долж- но способствовать «более эффективному финансированию общих эко- номических проектов», а также появлению резервного фонда в случае
RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=