Основы внешнеэкономической деятельности
Глава 12. Страхование ВЭД 199 Согласно международным нормам страхования грузов, страхова- телем груза во внешнеэкономической деятельности может выступать любое заинтересованное лицо вплоть до экспедитора. Однако при возникновении страхового случая выплату получают владельцы гру- за — компания-отправитель или, так называемые, «выгодоприобрета- тели» — компания-получатель груза. При страховании перевозимых товаров страхователь может выбрать наиболее вероятные риски, отметив их в соответствующих докумен- тах. Товар может быть застрахован от стихийного бедствия, пожара, аварии (понятие авария очень широкое и уточняется отдельным пун- ктом), хищения, угона, кражи, крушения или столкновения, несчаст- ных случаев при загрузке и выгрузке товара. Сумма страхового платежа (взноса) высчитывается индивидуально из суммы заявленной стоимо- сти груза. Страхование может производиться любым из партнеров либо в свою пользу, либо в пользу другой стороны, либо в пользу третьего лица. В зависимости от того, кто несет риск порчи или утраты груза и соот- ветственно за счет этой стороны. Специфической формой страхования в ВЭД является перестрахо- вывание, т. е. передача страховщиком заключившего страхование ча- сти или всего своего участия в этой операции другому страховщику (перестраховщику). Всю необходимую информацию для принятия страхования, сооб- щает страхователь. Поэтому важнейшим условием страхования явля- ется принцип добросовестности сторон. Расчет убытков при аварии на море осуществляется специалистами, в области морского страхо- вания и права, которые называются диспашерами. В РФ при торгово- промышленных палатах есть бюро диспашеров. Существует понятие общей и частной аварии. К убыткам по частной аварии относят те, ко- торые не связаны с общей для судна и груза опасностью, а несет их тот по чьей вине они произошли. Страхование « карго » — это финансовая защита от ущерба, который может быть причинен внешнеторговому грузу в процессе его транспор- тировки. Объектами страхования «карго» могут быть убытки, возника- ющие из-за утраты, порчи или недостачи товара в процессе транспорти- ровки, транспортные и другие платежи, связанные с транспортировкой, планируемая прибыль и упущенная выгода. Обычно страхование «кар- го» производится на фактическую стоимость товара, увеличенную на общую стоимость транспортных расходов, предусмотренных в контрак- те и на величину комиссионных.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=