Основы внешнеэкономической деятельности

Глава 10. Организация работы предприятия по выходу на внешний рынок 163 Основные трудности, с которыми сталкиваются предприятия при выходе на внешние рынки: • дополнительные затраты на маркетинговые исследования пред- принимательской среды; • усложнение управления фирмой; • необходимость подготовки высококвалифицированных и узко- специализированных кадров со знанием особенностей рынка и товаров • необходимость модификации и адаптации товаров к требовани- ям зарубежных рынков; • высокие риски зарубежной деятельности; • сложности поиска зарубежных партнеров; • высокие барьеры и широкий набор защитных мер. После того, как выбран подход к разработке стратегий, которые каса- ются продукта и продвижения его на рынок, фирме нужно рассмотреть стратегию выхода на рынок. При этом возможно несколько вариантов. Для экспортирования товаров требуются минимальные вложения ка- питала на иностранном рынке. В таком случае производитель продает продукты фирмы иностранному импортеру, который, в свою очередь, осуществляет маркетинг продукта уже за свой счет. Фактически исполь- зуют метод посредничества, что удобно с точки зрения минимизации затрат, но опасно с точки зрения отсутствия контроля распространения продукта и нарушения репутации компании-производителя. Также выгодным может оказаться создание представительства по сбыту на иностранном рынке. Это предполагает увеличение финан- совых вложений, но предоставляет больше возможностей контроля. Совместное предприятие может взаимодействовать на условиях «пиг- гибек» («вхождение на свиных закорках»), эти условия предполагают соглашение одной фирмы осуществлять сбыт продукта другой фирмы наряду со своим собственным. Лучше всего это работает, когда про- дукты фирм взаимно дополняют друг друга и не конкурируют. Если продукция содержит права интеллектуальной собственности, то для продажи продукции за рубежом могут использоваться лицен- зионные соглашения, которые позволяют иностранным производи- телям использовать патенты фирмы. Это полезно, если сам продукт трудно экспортировать, поскольку он хрупкий или скоропортящийся, но подходит только для фирм, имеющих надежные патенты или дру- гие виды защиты своей интеллектуальной собственности. Аналогич- ная ситуация с франчайзингом, когда компания, получающая право

RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=