Основы внешнеэкономической деятельности
Глава 10. Организация работы предприятия по выходу на внешний рынок 161 ской диверсификации операций, получение признания за рубежом и завоевание международного престижа для фирмы и ее товаров, требо- вания клиентов, улучшение ликвидности активов предприятия за счет использования зарубежных источников получения наличной валюты, получение дополнительного коммерческого эффекта за счет исполь- зования преимуществ национальных факторов производства и ресурс- ного потенциала страны, желание окупить издержки на рыночные ис- следования быстрее и значительнее, чем это может быть сделано на внутреннем рынке, выход за рубеж как свидетельство эффективности своей предпринимательской деятельности, освоение передового опы- та ведения международного бизнеса, обучение и повышение компе- тентности персонала фирмы. Основой разработки маркетинговой стратегии является анализ по- зиций конкурентов, их преимуществ и особенностей. Конкурентный анализ необходим для выработки соответствующей стратегии выхода на зарубежные рынки, определения ключевых моментов продвижения товаров. Принято рассматривать следующие маркетинговые стратегии: • стратегии поиска зарубежного рынка сбыта: стратегия концен- трированного поиска внешних рынков — стратегия «муравья», стратегия дисперсного поиска внешних рынков — стратегия «стрекозы»; • стратегия проникновения на внешние рынки: стратегия расши- рения границ рынка — «старый товар — новый рынок», стра- тегия активной экспансии — «новый товар — новый рынок», стратегия лазерного луча, стратегия наступления, стратегия «на- копления боевого снаряжения», стратегия «завоевания плац- дарма», стратегия «фронтального штурма», стратегия «тиски» или окружения, стратегия «грабли»; • стратегии сохранения зарубежных рынков: стратегия обороны, стратегия «крепостной обороны», стратегия глубокого внедре- ния на рынок — «старый товар — старый рынок», стратегия разработки нового товара — «новый товар — старый рынок», стратегия «удержания периметра обороны», стратегия «бой в арьергарде», стратегия «партизанской войны», стратегия ди- версификации или распыления зарубежных рынков; • стратегии лидерства: стратегия лидера, стратегия челенджера, стратегия нишера; • вынужденные стратегии: стратегия последователя, стратегия вы- живания, стратегия отступления.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=