Основы внешнеэкономической деятельности
Раздел II. Инструменты регулирования внешней торговли 136 Обоснование необходимости применения компенсационных мер яв- ляется наиболее сложным из всех инструментов защиты внутреннего рынка, поскольку нужно доказать не только факт наличия субсидии, но и существование «эффекта» от ее применения. Часто субсидии мо- гут быть завуалированы, например, их могут представлять в виде на- логовых льгот предприятиям различных отраслей промышленности. В силу этого компенсационные расследования используются реже антидемпинговых расследований. В ГАТТ и Соглашении оговаривается, что все субсидии, кроме запре- щенных могут применяться, если не создают неравных условий конку- ренции для конкретного предприятия/отрасли/региона. Они вводятся на срок, не превышающий 5 лет с возможностью продления (или пере- смотра). Компенсационные меры применяются в форме компенсаци- онных пошлин, размер которых зависит от размера предоставленных субсидий, либо определяется ценовым обязательством, согласованным между органом расследования и иностранным производителем/экс- портером товара. По правилам ВТО, если субсидия ниже определенного уровня, т. е. меньше 1 % от стоимости товара, то нет оснований на введе- ние компенсационных мер. Законодательные акты, используемые в рамках ЕЭП/ЕАЭС и на территории Российской Федерации, максимально соответствуют тре- бованиям международного торгового режима. Федеральный закон 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защит- ных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте това- ров» был принят в целях обеспечения полного соответствия с Согла- шением ВТО. В соответствии с ФЗ № 165 были внесены изменения, касающиеся процедуры проведения расследований защиты рынка. Было заявлено, что антидемпинговые, компенсационные и специаль- ные защитные меры могут быть введены только по результатам рассле- дования, также сделаны изменения, касающиеся улучшения механиз- ма введения, пересмотра и отмены действия специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Срок действия мер не должен превышать 5 лет в отношении антидемпинговых и компенса- ционных мер (с возможностью продления в случае, если прекращение ее действия, вероятнее всего приведет к продолжению демпинга, суб- сидирования и ущерба), 4 года в отношении специальных защитных мер (до максимально допустимого периода, в целом, не превышающе- го восемь лет). В законе даны определения ключевых терминов в со- ответствии с требованиями ВТО, в частности, таких как «субсидия», «демпинг», «материальный ущерб», «причинно-следственная связь»,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=