Основы внешнеэкономической деятельности

Раздел II. Инструменты регулирования внешней торговли 118 в Россию экспортной выручки, часть которой регулярно остается за гра- ницей. При этом не учитывается возможное занижение цен в экспорт- ных контрактах против фактических, как и завышение импортных цен. Наконец, бегство капитала может отражать статья «чистые ошибки и пропуски». Она отражает разнородность потоков формирования ис- ходной информации. В результате при расчете баланса в целом может возникать неточность, которую принято показывать в сальдирующей статье «чистые ошибки и пропуски». Поскольку эти «ошибки» в целом должны иметь случайный характер, а их годовые сальдо могут прини- мать как положительные, так и отрицательные значения, то в среднемна протяжении ряда лет их сумма должна иметь тенденцию к нулю. Таким образом, опираясь только на данные платежного баланса, можно обо- сновать оценку объемов бегства капитала из России. Эта оценка име- ет косвенный характер, поскольку нельзя отождествлять официальные данные платежного баланса с прямыми показателями бегства капитала. В 2014 г., по замечаниям экспертов, произошел самый массовый от- ток капитала из России, начиная с 2014 г. По предварительным оцен- кам сумма составила 151,5 млрд долл. США, причем в разгра кризиса 2008 г. отток составил 133,6 млрд долл. США. Это объяснялось давле- нием санкций, поскольку крупным российским компаниям не дава- ли валютные кредиты за рубежом и им приходилось расплачиваться с долгами собственными средствами. Какова доля сознательного ухо- да от зачисления валютной выручки в этом объеме сказать трудно. Нелегальный отток капитала из России специалисты Министерства экономического развития РФ рассчитывают как сумму прироста задол- женности по невозвращенной экспортной выручке, импортным аван- сам и половины статьи «чистые ошибки и пропуски» платежного ба- ланса страны. Росфиннадзор уверяет, что доля проверок, проводимых в соответствии с ежегодным планом, составляет около 18–20 %, все остальное — это доля проверок по сигналам агентов валютного кон- троля, правоохранительных и иных органов. Основные нарушения — это, в первую очередь, нарушения порядка предоставления отчетности оформления паспортов сделок при осуществлении валютных опера- ций (примерно 67 % от общего числа нарушений). Второе по значимо- сти— это незачисление валютной выручки при экспорте (порядка 20 % от общего числа нарушений) и осуществление незаконных валютных операций, в том числе и наличной форме (10 % общей суммы нару- шений). Остальное — это невозврат авансовых платежей, нарушения порядка открытия счетов составляют уже исчезающую величину. Рос- финнадзор проводит подобные проверки во взаимодействии с ФТС России и ФНС России на основании соглашений о взаимодействии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=