Основы внешнеэкономической деятельности

Раздел II. Инструменты регулирования внешней торговли 104 торговых ограничений, соответствует интересам национальных произ- водителей, решающих задачу выхода на внешние рынки. В то же вре- мя он противоречит интересам тех субъектов экономической деятель- ности, которые не стремятся выйти на международные рынки и при этом рассчитывают на создание эффективной защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Этими различиями в интересах во многом объясняются противоречивость и непоследовательность ряда норм ВТО, наличие в достигнутых соглашениях отдельных поло- жений, позволяющих давать им различные толкования. На практике это нередко приводит к появлению споров и даже серьезных торговых конфликтов, связанных с применением инструментов нетарифного регулирования, что в конечном счете существенно снижает эффектив- ность многостороннего регулирования. Частично данную проблему удается решить путем детализации нор- мативного регулирования и принятия в рамках ВТО многосторонних соглашений (иногда называемых кодексами), регулирующих приме- нение нетарифных мер: Соглашение по техническим барьерам в тор- говле, Соглашение по таможенной оценке товаров, Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по субсидиям и ком- пенсационным мерам, Соглашение по антидемпинговым мерам, Со- глашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по применению санитар- ных и фитосанитарных норм и др. Международная система согласованного применения нетарифных мер, сложившаяся на сегодняшний день в рамках ВТО, может быть в самых общих чертах определена с помощью следующих принципов: 1) осуществление нетарифного регулирования в соответствии с ре- жимом наибольшего благоприятствования в отношении доступа товаров на внутренний рынок страны импортера и в соответ- ствии с национальным режимом в отношении положения това- ра на внутреннем рынке; 2) транспарентность нормативной базы нетарифного регулирова- ния; обеспечение свободы транзита при осуществлении нета- рифного регулирования; 3) запрет на все формы количественных ограничений; 4) установление правил применения нетарифных мер, при реали- зации которых возможно проявление скрытых форм дискрими- нации и протекционизма (использование технических барье- ров, санитарных мер, особенности таможенных и пограничных процедур и т. д.);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTg0Mzg=